Об авторе

История Теософского общества, возродившего теософское движение в

ХIХ столетии, невозможна без имени Уильяма К. Джаджа. Первая встреча Елены Петровны Блаватской с eё самым преданным учеником и другом Уильямом Джаджем, произошла в Нью Йорке в 1875 году. A уже 7 сентября 1875 он был одним из нескольких, кто присутствовал в её комнатах, когда было предложено основать Теософское общество. С этого времени связь между ними никогда не прекращалась, о чем говорит подпись на её письмах к нему –"ваша навсегда". И хотя, безусловно, между ними бывали бури и сияло солнце, но много страниц eё длинных писем к Уильяму Джаджу свидетельствуют об их долгой и верной дружбе.

Мистер Джадж проводил с Еленой Петровной много времени, занимаясь с её помощью и под её руководством, и, в тоже время, помогая ей при написании "Разоблачённой Изиды". После опубликования "Изиды" в декабре 1878 года

Е.П. Блаватская и полковник Олкотт уехали в Индию. Джадж остался в

Нью Йорке , делая всё возможное, чтобы работа Теософского общества в

Нью Йорке продолжалась. С 1875 года и до конца жизни (он умер в 1896 году, не дожив до 45 лет) все его силы были отданы теософской работе. Роль Уильяма Джаджа в теософском движении и историю этого периода можно найти в материалах о теософском движении.

Ум Уильяма Джаджа отличался ярко выраженной двойственностью –огромной практичностью и глубоким мистицизмом. Он был мастером –строителем и этой его способности Теософское общество Америки обязано своей силой и своим ростом. Он ничего не боялся и с непреклонным упорством крепко держался своей цели и своих идеалов.

У него был ораторский талант, способность находить уместные слова и выражения, манера выражаться – невозмутимая, спокойная. Всё, что он говорил, запоминалось, ибо он обращался к чувству истины.

Он был энергичным и умным человеком, великолепный здравый смысл которого превращал интеллект в ясное суждение, а безрассудную, несдержанную энергию в спокойную, равномерную работу.

Он обладал способностью наблюдать и синтезировать обстоятельства, людей и события. Умеющий прекрасно владеть собой, он мог остановить бесконтрольное блуждание ума и видел ситуации беспристрастно.

Работу, которую мистер Джадж выполнял для Теософского общества, трудно измерить обычными стандартами. Кроме книги "Океан Теософии", он сделал отличные переводы "Бхагавадгиты" и древнего трактата Патанджали "Афоризмы йоги", был редактором журнала "Путь", написал около 600 статей для теософских журналов и тысячи писем, во многих из которых были дружеские советы и поддержка.

Джадж был лучшим из друзей, прекрасным примером бескорыстия и прощения. Один из его близких друзей, Арчибалд Китли сказал, что, благодаря Джаджу, жизнь прожитая Иисусом приобрела для него реальность.

Е.П.Б любила его и доверяла ему, как никому другому.

Ниже следует отрывок из её письма американским теософам

в апреле 1888 года.

"Уильяму К. Джаджу, Генеральному секретарю американской секции Теософского общества:

Мой дорогой брат и соучредитель Теософского общества:

Адресуя тебе это письмо, которое я прошу зачитать на съезде 22 апреля, я должна, во-первых, передать мои сердечные и самые искренние пожелания собравшимся делегатам и членам нашего общества и лично тебе, его сердцу и душе в Америке. Нас было только несколько, когда мы дали ему жизнь в 1875. С тех пор ты остался один, чтобы хранить его добрую и недобрую славу. Это тебе, в основном, если не целиком Теософское общество обязано тем, что существует в 1888 году. Позволь мне поблагодарить тебя за это первый и, возможно, последний раз публично и от самой глубины моего сердца, которое бьётся ради одной цели, которую ты представляешь так хорошо и которой служишь так верно…".